Новости

Клейзмеры

Мы продолжаем публикацию интересных материалов на сайте www.israelguids.ru — индивидуальный гид по Израилю.

Представьте себе такую ситуацию – юбилей, гости, хозяюшка бегает как заводная, принося новые гастрономические изыски и унося грязную, пустую посуду. Дом полон смеха, различим какой-то музыкальный мотив. Какая это музыка? Заведен старый патефон с обожаемой пластинкой, из музыкального центра доносится голос любимого исполнителя или приглашенные прихватили с собой гитару? Вариантов масса, однако если бы вы относились к евреям, можно было гарантированно заявить, что поет клезмер.

Клейзмер профессия или призвание?

Клезмер на иврите переводится как «музыкальный инструмент», а на идише «музыкант». Если окунуться в прошлое, на каких-нибудь пару столетий назад, можно найти массу упоминаний о существовании таких народных певцов. Без музыки жизнь скучна и в принципе невозможна. Евреи, древний народ, прекрасно это понимали. Поэтому всякое знаменательное событие (бракосочетание, похороны, бар-мицва), проходили с привлечением клезмеров.

Единственный выходной у клезмеров был шабат. Означает ли это, что на улочках царствовала тишина?! Конечно, нет! Хоть исполнение мелодий на инструментах и являлась работой евреев, но петь, плясать в выходной день по религии им не запрещалось. Поэтому пятничным вечером клезмеры убирали инструменты в ларь, а в субботу вместе со всеми евреями танцевали, прихлопывали ладонями по любой поверхности, чтобы создать музыку танцорам и певцам.

Интересен факт, что клезмеры исполняли музыку мастерски, но в тоже время были самоучками. Знания переходили от старшего поколения к младшему. Глава семейства обучал отпрысков игре на разнообразных музыкальных инструментах, которые, как и знания, передавались по наследству. У иудеев считалось, что если в небогатой семье не умели шить одежду или делать сандалии, любо другую обувь, то, несомненно, должен остаться музыкальный талант, чтобы человек мог стать клезмером.

Особенности музыкальной деятельности еврейских музыкантов

Клезмеры сплачивались в капеллы (мини-оркестры по 3-5 человек) и путешествовали по штетлям (еврейским местечкам), т.к. праздники проходили везде повсеместно, а музыкантов не хватало. Они переходили от поселения к поселению во время ярмарок, празднования свадеб, особо выдающиеся клезмеры играли на балах.

Основным музыкальным инструментом клезмеров была, конечно же, скрипка. Но не только она одна была востребована на празднествах или похоронах. В состав капеллы входили следующие инструменты: скрипка, цимбалы, барабан, кларнет, флейта, труба.

Несмотря на то, что клезмеры не имели музыкального образования, сказать о неграмотности музыкантов нельзя. А все потому, что любой иудейский праздник, похороны – непростой ритуал, требующий строгого соблюдения традиций и определенного порядка проведения. Например, на еврейской свадьбе такой порядок исполнения музыки: вначале подруги невесты обязаны сочувствовать нелегкой жизни невесты под мелодию «Базенц ди кале» («Посажение невесты»), а затем «Танец сватов» («Мехутоним танц»), когда все пускаются в пляс. Но если хоть одна мелодия пойдет вперед своей очереди, то вся свадьба пойдет наперекосяк.

Вообще, клейзмеры настоящие мастера своего дела. Главное их отличие от других – эмоции. Слушатели не могли сдержать слез, слушая печальную мелодию, а ноги тем временем сами несли их в пляс, когда клезмеры наигрывали веселые мелодии. Эти народные музыканты играли свои мелодии везде, где только жили, именно поэтому в каждой их мелодии можно услышать славянские, европейские и цыганские нотки. Вероятно, именно поэтому эти мелодии сегодня нам так близки.

Читайте далее: Частный гид с машиной в Израиле